just bear

Делайте что хотите, но чтоб через полчаса в лесу было сухо, светло и медведь!

Previous Entry Share Next Entry
(no subject)
just bear
medveditsa
Не лезет столько текста в один пост, так что вот вторая серия отдельно. Ну, так удобнее даже.

Вторую статью написала за последние три дня, потому что попросили. И рада, что попросили, родное ж всё.

UPD: Исправлено и дополнено, исправленному верить.


"Форрест Гамп"

Как мы знаем из фильма, именно Форрест Гамп невольно научил Элвиса Пресли его фирменным танцевальным движениям, именно из-за безобидного телефонного звонка Форреста Гампа начался Уотергейтский скандал, и это никто иной как Форрест изобрёл знаменитый логотип с улыбающейся рожицей. Но то в кино. А в реальной жизни фильм "Форрест Гамп" стал во многом поворотным этапом в карьере режиссёра Роберта Земекиса и актёра Тома Хэнкса, открыл использование компьютерных спецэффектов не только для создания образов будущего разной степени отдалённости, но и для воспроизведения событий прошлого, а кроме того - и это самое главное - разошёлся на цитаты и многочисленные имитации. Взаимодействие нашего современника с историческими личностями с помощью компьютерного совмещения стало, например, главной "фишкой" цикла программ "Намедни. Наша история"; а уж фраза "беги, Форрест, беги!" воистину стала крылатой. По степени влияния на судьбы причастных к нему людей, на весь кинематограф и на мировосприятие зрителей - то бишь, по степени культовости - "Форрест Гамп" сравним с тарантиновским "Криминальным чтивом", вышедшим в том же 1994 году, хотя жанры у них совершенно разные.

Новые горизонты.
Роберт Земекис (литовец по происхождению) к 1994 году был уже хорошо известен как автор весёлых, увлекательных блокбастеров с использованием самых передовых технологий в области спецэффектов. Лихой приключенческий "Роман с камнем" 1984 года; "Кто подставил кролика Роджера" (1987) с феерическим смешением кинематографа и мультипликации; наполненный новыми оригинальными кинотрюками и прекрасной иронией фильм "Смерть ей к лицу" (1992); но в первую очередь трилогия "Назад в будущее" (1985, 1989 и 1990), ставшая классикой - у Земекиса была прочная репутация настоящего сказочника, способного воплотить на экране любую безумную фантазию в самых лучших традициях индустрии развлечений, когда рассказанная на экране история захватывает дух, поражает воображение, восхищает и дарит зрителю запас отличного настроения надолго, чистейший entertainment. Все эти фильмы объединяет также доброта и великолепное чувство юмора, но эти качества до определённого времени не становились главными в фильмах Земекиса, оставаясь в тени головокружительных приключений и спецэффектов. В "Форресте Гампе" всё ровно наоборот - именно гуманизм и добрая ирония звучат в полный голос, а спецэффекты, без которых и здесь не обошлось и которые тоже были на переднем крае технических достижений, лишь оформляют главную идею, не перетягивая внимание на себя. После "Форреста" Земекис долгое время не возвращался к былому чистому entertainment'у и последовавшие позднее "Контакт", "Что скрывает ложь", "Изгой" (вновь с Томом Хэнксом и вновь с номинацией на "Оскар") были продолжением исследования человеческой души, а не способов применения технологии CGI (computer generated images). Но, кажется, потом режиссёр всё-таки соскучился по прекрасным сказкам и создал трёхмерный рождественский мультфильм "Полярный экспресс", не расставшись при этом с Хэнксом, озвучившим сразу несколько ролей.
К началу 1990-х годов в багаже у Тома Хэнкса было уже немало симпатичных, добросердечных персонажей: полицейский, приручающий огромного пса с непростым характером, в фильме "Тёрнер и Хуч", отец-одиночка в романтической семейной комедии "Неспящие в Сиэттле", 12-летний мальчик, проснувшийся в одно прекрасное утро в теле 30-летнего мужчины, в "Большом" (за эту роль Хэнкс получил первую номинацию на "Оскар"). В 1993 году произошёл качественный скачок - на экраны вышел фильм "Филадельфия". Роль талантливого адвоката-гомосексуалиста, больного СПИДом и подвергающегося дискриминации из-за своей болезни, не только принесла Тому Хэнксу "Оскара", "Золотой глобус" и берлинского "Серебряного медведя" за лучшую мужскую роль - это был прорыв на Олимп, заявка на место в числе величайших мастеров Голливуда. Вышедший в следующем году "Форрест Гамп" закрепил за Томом Хэнском это место пожизненно, более того, Хэнкс стал вторым в истории актёром, получавшим "Оскар" за лучшую мужскую роль два года подряд. После "Форреста" практически каждый фильм, в котором снимается Хэнкс, становится кинематографическим событием - "Аполлон 13", "Спасая рядового Райана", "Зелёная миля", "Изгой", "Терминал", даже анимационная "История игрушек", в которой "играет" только голос Тома Хэнкса. Можно предположить, что и находящийся сейчас в процессе съёмок "Код да Винчи", мягко говоря, не пройдёт незамеченным.

Первоисточник.
Во вступительных титрах фильма значится, что он создан по мотивам одноимённого романа Уинстона Грума. Мы привыкли к тому, что как бы хороша ни была экранизация, книга всё-таки почти всегда интереснее и глубже фильма, в лучшем случае они оказываются равными. Внутренний монолог персонажей, их мысли и переживания в кино воспроизводятся лишь отчасти, в то время как на книжных страницах никаких препятствий для этого нет. Но "Форрест Гамп" - это уникальный, сенсационный случай совершенно обратного. Книга отличается от фильма примерно в той же степени и тем же самым, чем отличается гипсовая "девушка с веслом" от статуи Венеры Милосской.
Книга "Форрест Гамп" - это написанная в стиле анекдотов про психов, там и сям приправленная пошловатыми, "туалетными" шутками байка, и не более того. Не то чтобы в ней вовсе не было ни одной из тех идей и мыслей, которые содержатся в фильме - но их крайне мало, а те, что есть, неумело и небрежно обозначены. Прекрасно развитый физически и сильно недоразвитый умственно Форрест; его матушка, которая кажется лишь ненамного умнее его самого; любимая девушка Форреста Дженни; безногий лейтенант Дэн; и бесчисленное множество второстепенных персонажей книги - никто из них не вызывает сочувствия по-настоящему, все они абсолютно плоские, картонные, гротескные, именно как персонажи анекдотов. И заканчивается книга тоже ничем, оставляя Форреста посреди его усыпанного то глупыми, то трагическими недоразумениями пути вечным полоумным неудачником, нелюбимым и никому по-настоящему не нужным.
Прочитав книгу, отлично понимаешь, почему Эрик Рот, автор сценария фильма "Форрест Гамп", получил за свою работу "Оскара" (в номинации "сценарная адаптация литературного произведения"). Разница в классе поражает. Каждый персонаж приобрёл пронзительную одухотворённость и глубину, каждый становится достойным нашего сострадания и участия. Выброшены все нелепые, анекдотичные повороты сюжета и добавлены новые - а в итоге вся история, рассказанная в фильме, оказывается удивительно достоверной, несмотря на кажущуюся невероятность происходящего. В фильме нет ничего такого, что не могло бы действительно случиться в реальности. Пожалуй, не с одним и тем же человеком, конечно же, но всё-таки в кинематографическом "Форресте" нет ни единого фрагмента, который был бы фантастическим, невозможным. Отчасти, вероятно, сыграло свою роль и условие, поставленное Томом Хэнксом - он потребовал, чтобы фильм полностью соответствовал реальным историческим событиям.
В итоге Форрест Гамп не полетел в космос, не жил несколько лет в плену у дикарей и не стал звездой рестлинга. Зато превратился в олицетворение того естественного гуманизма, который обретается не в результате долгих нравственных поисков, а происходит просто от самого факта Жизни, от простого детского желания "чтобы всё было хорошо".

Не задумываясь.
"Я не очень умный человек, но я знаю, что такое любовь", - эта фраза Форреста, вернее, это свойство, которым его наделили автор сценария и режиссёр, именно и становится отправной точкой всего происходящего. Воспитанный бесконечно мудрой и любящей матерью, Форрест и сам инстинктивно стремится заботиться о каждом, кто добр к нему, о каждом, кто нуждается в этом. "Ты должен как можно лучше использовать то, что Господь дал тебе", - учит Форреста его мать. Господь, как выясняется в самом начале повествования, выделил Форресту всего лишь 75 пунктов IQ (коэффициента умственного развития), при том, что для поступления мальчика в хорошую школу нужно не менее 82. "Он не глупый, - заступается мать за своего сына, - он только чуть медленнее соображает". Вроде бы, так и есть, по сравнению с другими людьми Форрест кажется слегка заторможенным, пусть немного, но всё-таки умственно отсталым. Но пока смотришь фильм, возникает странное ощущение необъяснимого парадокса - во всём, что касается добрых дел и достойных поступков, Форрест соображает намного скорее, чем умственно полноценные окружающие.
Во время волнений из-за распоряжения об отмене расовой сегрегации в университетах только Форрест способен подобрать и подать чернокожей студентке уроненную ею тетрадку - конечно же, просто потому, что его 75 пунктов IQ не позволяют ему понять весь смысл происходящего и проникнуться проблемами, из-за которых столько шума; он видит лишь упавшую тетрадь и хочет сделать доброе дело, вернуть её владелице. Оказавшись в армии, Форрест немедля заслуживает от сержанта звание гения, поскольку всё тот же небольшой IQ, начисто избавляющий Форреста от рефлексии, помогает ему уловить самое главное здесь: "В армии я был как рыба в воде. Это не трудно. Надо только очень аккуратно заправлять постель, стоять очень прямо и на все вопросы отвечать - "так точно, сержант!" Продолжая выполнять то, чему его лучше всего научила его мать - то есть, как можно лучше делать то, что ему велено - Форрест, как ни удивительно, не превращается в армии в бездумный "винтик" войны, и в момент настоящей опасности вновь соображает лучше, чем мог бы любой из его однополчан: выносит из-под обстрела нескольких раненых товарищей и лейтенанта. Он делает это потому, что в поисках своего друга Баббы просто натыкается на разбросанных по джунглям раненых - и не может бросить их в беде. Можно сказать, что просто не догадывается их бросить. Много позднее, занявшись по совету Баббы ловлей креветок и, благодаря редкому везению, став владельцем целой креветочной корпорации, Форрест отдаёт долю в этом бизнесе семье погибшего друга (обеспечивая эту семью на всю жизнь) в память о том, что Бабба рассказал Гампу всё о креветках. Но самая скорая реакция у Форреста на любые неприятности, происходящие на его глазах с его любимой девушкой Дженни Керран. Он не раздумывая бросается набить морду мерзавцу, посмевшему поднять руку на Дженни - и ключевое слово здесь вновь "не раздумывая". У Форреста просто слишком низкий уровень IQ, чтобы что-то могло помешать ему поступать правильно и справедливо. Для него не существует тех "а надо ли", "а что будет, если я так сделаю", "а почему я должен", которые для огромного количества людей становятся непреодолимыми преградами.
Форрест всего лишь делает что дОлжно, есть в английском языке такая конструкция, to do the right things, то есть, "поступать правильно, поступать как должно". И его искренняя, не замутнённая излишним интеллектом вера в необходимость всегда поступать как должно благотворно влияет на жизни близких ему людей. Нет никаких сомнений, что потерявший в бою обе ноги лейтенант Дэн не смог бы выжить и примириться со своей судьбой, если бы не присутствие в его жизни добродушного и неизменно бескорыстно дружелюбного Форреста. И можно догадаться, что именно мысль о Форресте остановила Дженни Керран в тот вечер, когда она уже взобралась на узкий парапет на высоте многих этажей, устав от алкогольно-сексуально-наркотического вихря, в который её втянула детская мечта "стать знаменитой и петь, как Джоан Баэз". Форрест помогает ей начать всё заново, но не душеспасительными разговорами и добрыми советами, как это делали бы другие, а опять-таки одним своим присутствием, бесконечной любовью и заботой; а еще несколько лет спустя Дженни дарит ему смысл жизни, который останется с ним до конца его дней - маленького Форреста-младшего. И можно не сомневаться, что мало существует на свете отцов лучше, чем Форрест Гамп, свято помнящий обо всех обязанностях ("я кормлю его завтраком, обедом и ужином, слежу, чтобы он чистил зубы каждый день") и умеющий любить и заботиться как никто другой.
Цельность личности Форреста настолько совершенна, что он не нуждается ни в какой духовной опоре. «Ты уже нашёл Господа, Гамп?» - спрашивает лейтенант Дэн. «Я не знал, что должен был искать его, сэр», - отвечает тот. Дело не в том, что Форресту не нужен или неинтересен Бог – ему просто не нужно искать Бога в том смысле, в каком это подразумевает лейтенант Дэн: искать ответ на вопросы, причину происходящих в жизни событий, утешение, источник душевных сил. Всё это и так всегда с Форрестом, можно сказать, что Бог с ним каждую минуту. Поневоле задумываешься о том, через какие длительные духовные искания и нравственные кризисы проходят многие люди, считающиеся умственно полноценными с точки зрения медицины, и к каким странным результатам приводят их эти, зачастую бесплодные, поиски. Есть в фильме эпизод, полностью придуманный сценаристом и являющийся, наверное, одним из лучших наблюдений о человеческой природе: в очередной раз оставленный своей любимой Дженни, Форрест Гамп инстинктивно убегает от тоски одиночества, убегает в буквальном смысле, несколько раз пересекая Соединённые Штаты от одного океана до другого. Примерно на втором круге его замечает пресса, и журналисты, бодро труся рядом с ним с микрофонами, пытаются добиться от Форреста, чему посвящён его забег. Объяснить им, что он бежит, стараясь избавиться от душевной боли, Форрест не может, поскольку сам не понимает этого - комментируя в закадровом монологе начало своего бега, он простодушно говорит, что решил побежать "безо всяких особенных на то причин". Поэтому Форрест отмалчивается, и вот уже на третьем круге у него появляются последователи, бегущие вслед за ним почтительной кучкой. Последователи практически неизвестно чего. Люди, сами придумавшие себе смысл и послание, содержащиеся в этом забеге; сами назначившие себе гуру из первого попавшегося человека, занятого чем-то не имеющим для них логического объяснения. Нелепое, грустное и потрясающе верно подмеченное человеческое свойство искать сложных смыслов там, где их нет вовсе, и изобретать фетиш, а то и идеологию, едва ли не религию, из чего придётся. Это свойство - часть того набора неразрешимых моральных сложностей, который обозначается понятием "горе от ума". И вновь - спасительным недостатком умственного развития Форрест избавлен как от изнурительных поисков высшего смысла где ни попадя, так и от груза ответственности за сбитых с толку собственными домыслами "последователей", которым следовало бы научиться самим быть за себя в ответе.

Так сколько же пунктов IQ нужно человеку?
И неужели именно лишние сорок-пятьдесят пунктов коэффициента умственного развития не позволяют столь многим людям быть порядочными, честными, любящими? Очень часто, совершая очередной добрый поступок, Форрест слышит от окружающих: "Ты что, дурак?" Мнение о том, что бескорыстное добро есть признак если уж не умственной отсталости, то как минимум наивности и недалёкости, распространено достаточно широко и продолжает укрепляться благодаря ужесточению окружающей действительности. Но может быть, она потому и ужесточается, что мы боимся показаться недалёкими и наивными и избегаем добрых дел, не просто сами их не делая, но еще и посмеиваясь над теми, кто осмеливается их делать?.. Может быть, нам следует отключать эти лишние сорок-пятьдесят пунктов IQ, переходя в режим мышления Форреста Гампа, когда нам не хватает безоблачного жизнелюбия и ничем не омрачённой веры в себя, и когда от нас требуется бескорыстная помощь, любовь и забота?..

?

Log in

No account? Create an account