just bear

Делайте что хотите, но чтоб через полчаса в лесу было сухо, светло и медведь!

Previous Entry Share Next Entry
11.22.63 - "Солдатик"
112263
medveditsa


        11.22.63

       Седьмая серия - "Солдатик"

       РУССКИЕ СУБТИТРЫ

       AlexFilm







Кажется, создатели сериала оказались в тупике, выбирая название для серии, поэтому названа она в честь песенки, звучащей на финальных титрах. Сама песенка ("мой солдатик, как я тебя люблю" и всё такое), по-видимому, должна отражать состояние Марины и Маргариты; и в общем-то, всё эмоциональное путешествие Ли от матери к жене, а потом к окну книгохранилища сделано действительно хорошо, как потом понимаешь. Сильно потом. Поскольку...
Дальше под кат, потому что спойлеры и вообще тошно...

Мы все догадывались, что Билл не жилец, разумеется. Но абсолютная, чудовищная, безжалостная реальность того, что с ним случилось, разламывает рамки сериала, нарушает все установленные правила, заданный тон, вообще всё. Я не понимаю, зачем тётенька Бриджет это сделала, и меня беспокоит, понимает ли она сама, что сделала. Всё остальное, происходящее в сериале, сохраняет лёгкую поступь приключенческой истории, не больше. Ни разу мы здесь не заговорили о чём-либо по-настоящему серьёзном. Ни разу до этого шестидесятые не теряли флёра доброй старины, с её смешными машинами, нарядами, "всё на вкус лучше", и так далее. Да, отдельные уборные для цветных и миз Мими не продали бензин на заправке, но это ведь лишь краешек, тень правды. Да, Маргарита ворчит, что Джуни не должны воспринимать как девочку "из страны, которая хочет нас убить", но весь Карибский кризис - сильнейшая, потрясающая часть романа - из сюжета выброшен, откровенно для того, чтобы не тащить в сериал политику и не грузить зрителя. И вот среди этого истинно женского подхода к повествованию... словно грязный, смердящий, бешеный зверь, которого прятали в подвале, вырвался и вломился в чистенькую гостиную; не вымышленные, условные страхи, а реально существовавший на протяжении многих лет кошмар воет и бьётся перед тобой, харкая кровью, чистейший ужас, какой бывает только в настоящей жизни и совершается только по воле одних людей над другими, и происходит где-то - много где, на самом деле - прямо сейчас. Нет привидений, нет оборотней, нет злых духов, клоунов в канализации и чудовищ в озере, ничего нет - а это есть.

Но дело в том, что "Пролетая над гнездом кукушки" - это совсем другая книга, в другом жанре, с другими целями. И её тематика врезается в повествование "11.22.63" с жутким ударом и скрежетом, останавливая движение сюжета наглухо. Я так и не смогла включиться в происходящее дальше, потому что для меня просто всё отменилось мгновенно - а Джейк, персонаж, кукла в руках авторов, не останавливается, он зажат тисками сюжета и должен действовать дальше там, где любой нормальный человек перестал бы каким угодно образом функционировать не на несколько дней, а на месяцы. Есть то, с чем жить невозможно. Очень хорош был монолог ветерана во второй серии, но, в конце концов, утопленный им мальчишка тоже был солдатом на войне, и жить с этим тяжело, но можно. Жить с тем, что произошло с Биллом, нельзя. Нет для этого ни объяснения, никакого "зато...", ничего вообще.

И меня беспокоит эта беспечная жестокость мадам шоураннера, это очень скверный подход к материям жизни и совести твоих персонажей... Причём первый звоночек, тоже очень нехороший, был еще в первой серии, когда в пожаре погиб 14-летний сын хозяйки дома, где жил Джейк. Беспричинная, чрезмерно жестокая смерть, почти сразу забытая, отброшенная, не осмысленная как следует - потому что, начни Джейк её всерьёз осмысливать, еще тогда всё для него остановилось бы. Но он персонаж и не имеет права останавливаться - ни тогда, ни сейчас, когда всё в тысячу раз хуже.

Я не думаю, что можно так поступать с людьми, даже вымышленными. Еще страшнее то, что невымышленные люди охотно проглатывают то легковесное отношение, которое им подают здесь, я читала обсуждения. Всех по-прежнему волнует, спасёт ли Джейк президента Кеннеди или нет.

Fuck you, fuck your mission, and fuck JFK.(c)

  • 1
И зачем, ну зачем понадобилось задавать Биллу вопросы прям сразу и в лоб? Нет бы подождать до дома, ну что изменили бы эти полчаса-час?

Подождём финала, если не отступят от книжного, у Джейка появится его «зато».

Да тут уже речь не о том, когда и где задавать вопросы - всё равно нет и не может быть ответа на вопрос Билла, "если ты мой друг, зачем ты со мной это сделал?" И нет ни примирения, ни искупления после этого. Дело не в том, что Билл погибает, а в том, что волей сценаристов создана невозможная, невыносимая тупиковая ситуация, из которой для всех причастных нет никакого выхода вообще. (Вот за что я всей душой ненавижу Нолана - он такие ситуации создаёт с садистским наслаждением, после "Тёмного рыцаря" и "Престижа" мне буквально помыться хотелось, и больше я с его фильмами не связываюсь.) Нет ничего отвратительнее, чем отнять всякое достоинство и надежду у своих персонажей - и одно дело, когда снимаешь что-то вроде "Иди и смотри", где ободрать зрителю душу и лишить его сна на неделю, собственно, и есть художественная задача, а иначе зачем вообще снимать; а другое, извините, сериал по Стивену Кингу, до сих пор остававшийся достаточно легковесным. Тащить тяжёлые, страшные темы в лёгкий жанр - это надо оооочень уметь делать, и мало кому даётся. Чаще всего происходит просто их обесценивание, как здесь.

Н-но... Джейк ведь не думал, что так всё обернётся. Он, вероятно, даже что такое психушка в шестидесятые не больно-то представлял.
Интересно, сколько режиссёрам позволено привнести от себя в общую канву? Здесь же у каждой серии разные режиссёры, и седьмая получилась самой жёсткой — история Жёлтой Карточки тоже бьёт наотмашь. Так-то вся «11.22.63» не лёгкая отнюдь, я рыдала над последними страницами.

>>Джейк ведь не думал, что так всё обернётся.
Ха. В этом и засада. Я сама уже забыла, но в дискуссиях напомнили - в первой серии Джейк показывает в классе ученикам документальный фильм об экспериментах с шоковой терапией. Между прочим, вот это хорошо сделано, эхо от первой серии к седьмой.

Вообще, если отвлечься от чистого ужаса ситуации, это еще и о необходимости постоянной готовности к худшему, которая не имеет отношения к пессимизму, фатализму и прочей ерунде, а только к ответственности. Нельзя оставить дома годовалого ребёнка одного, даже если магазин через дорогу и сбегать за хлебом займёт пять минут - вот такие моменты. Самые ответственные люди носят в бумажнике карточку "у меня дома остался кот/пёс, если со мной что-то случится, пожалуйста, позаботьтесь о нём". Билл пропал из-за того, что Джейк - как и все мы, разумеется - чувствует себя бессмертным, мы не думаем вперёд, не перестраховываемся, и 99 раз из ста нам это сходит с рук. Но только 99 раз.
И сам момент гибели Билла добивает, цементирует тему - Джейк опять от него отвлёкся. Опять решил, что вот сейчас за одну минуту ничего не случится, и отвернулся.

  • 1
?

Log in

No account? Create an account