just bear

Делайте что хотите, но чтоб через полчаса в лесу было сухо, светло и медведь!

Previous Entry Share Next Entry
Бэтмен против Супермена: На заре справедливости (Ultimate Edition)
Кэп
medveditsa
Бэтмен против Супермена: На заре справедливости



СУБТИТРЫ

FocusStudio


Well, where do I start... "Если хочешь указать на ошибки, то сначала похвали!" - говорилось в одном культовом отечественном фильме. Ну, эээ, хорошо, сначала о хорошем.

Из хорошего, безусловно, актёрский состав. Компания блестящих талантов, каждый из которых честно тянет свою лямку, по мере сил стараясь оттащить это огромное неуклюжее кино от края пропасти и не дать ему свалиться в полную катастрофу.

Джесси Айзенберг просто лучшее, что вообще в этом кине есть - живой, нервный, виртуозно жонглирующий психопатией своего персонажа. Он никогда не поднимается до высот леджеровского Джокера (впрочем, его Лекс Лютор того и не требует; и навряд ли на эту высоту вообще стоит когда-либо подниматься, мне кажется, есть вещи, которые играть нельзя), но постоянно сохраняет максимальный драйв, владеет каждой секундой, каждой нотой, не скучая и не отвлекаясь ни на миг.

Джереми Айронс, само собой, способен сыграть химию с кем и чем угодно, при его-то опыте, и трудно сказать, сколько в его взаимодействии с Аффлеком искренности, а сколько профессионализма, в любом случае, никаких швов невооружённым глазом не видно - тандем сложился прекрасный. Кроме того, английский джентльмен без иронии - это нонсенс, поэтому за юмор, чахлыми травинками прорастающий сквозь железобетонную серьёзность "БпС", отвечает в основном Альфред, и его невозмутимые саркастичные замечания слегка освежают всю картину.

Внезапно яркая роль у Холли Хантер. Вроде бы, и персонаж у неё второстепенный, и играть ей там особо нечего, но почти все её сцены - диалоги с Лютором, и она достойно держится на фоне вдохновенного бесчинства Айзенберга, создавая свой образ из реакций на него, и её сенаторша получается неожиданно живой и запоминающейся.

Бен Аффлек привычно надёжен и добросовестен. Я не знаю, какой из него собственно Бэтмен - я никогда не понимала, каким он вообще должен быть. Понятия не имею, что там в комиксах, каким он изначально написан, что должно быть в характере, в личности; может, его потому и переиграло за последние десятилетия столько разных людей, что он никак не может совпасть с кем-то так безупречно, как Тони Старк совпал с Робертом Дауни, например. В любом случае, Аффлек уж точно не хуже своих предшественников. Насколько я могла понять, читая форумы, когда Брюс Уэйн не в костюме Бэтмена, он прекрасный детектив - и вот это в "БпС" действительно удалось. В тех сценах, когда Брюс проникает в дом Лютора и впервые общается с Дианой, Аффлек особенно хорош, для него это знакомая территория криминального триллера, и он движется по ней с уверенностью и даже определённым изяществом.

И вот тут нам пора перейти к Супермену - и увы, вместе с этим перейти от перечисления нескольких достоинств фильма к его многочисленным недостаткам.

Я всё пыталась понять, кто больше виноват в том, каким получился этот новый Супермен - Зак Снайдер с его дурной идеей о втором пришествии Христа или Генри Кэвилл, чей актёрский талант оставляет желать много лучшего. Закончив перевод и мучаясь этим вопросом, я решила посмотреть "Агентов А.Н.К.Л." Гая Ричи, просто чтобы увидеть Кэвилла в другой роли, и... думаю, частично я получила ответ. Потому что у Ричи он оказался довольно обаятельным, живым и, что главное, смешным.
В "БпС" его можно заменить в кадре пластмассовым Кеном абсолютно без потерь для фильма.

Я помню Супермена в исполнении Кристофера Рива. Он был сногсшибательно красив в геройском костюме, и в глазах у него была нежность. А когда он был Кларком Кентом в редакции газеты, он был нелепым, трогательным и комичным. И когда Лоис Лейн влюблялась в него, было совершенно очевидно, чем он её покорил, потому что сочетание всемогущества и нежности покоряло и тебя тоже.

По всей видимости, эти глупости в планы Зака Снайдера не входили, а Кэвиллу просто не хватает способностей, чтобы вытащить персонаж самостоятельно. В конце концов, да - играть идеального хорошего парня трудно, чудовищно трудно. Образ Супермена вовсе не так неуловим, как образ Бэтмена - Супер весь на виду, по сути, он Капитан Америка, Вижн и Тор в одном флаконе: инопланетянин, взявший под защиту человечество, всесильный и безупречно "правильный". То, что делает Крис Эванс в роли Стива Роджерса - редчайшее, уникальное явление, и к несчастью, Генри Кэвиллу не под силу повторить этот подвиг. А Снайдер, кажется, вообще в чём-то другом заинтересован в отношении персонажа. В итоге Супермена на экране просто НЕТ. Есть фигура, которая формально выполняет его функции. На лице Кэвилла происходит нечто достоверное лишь один раз, во время приснившегося Брюсу Уэйну кошмара. Злое лицо Супермена - единственный раз, когда оно выглядит живым?.. Это как-то фундаментально ужасно и грустно, граждане...

Да, и эта идея Снайдера о Супермене как новом Христе - в сущности, закономерная, потому что человек с такими возможностями, конечно, многими будет восприниматься как некое божество. И реакция людей на него расписана вполне достоверно - от поклонения и веры до стремления разоблачить и низвергнуть. Всё правильно, мы, человечество, именно такие. Но вот реакции самого Супермена... просто нет. И от сцены, где к нему тянутся людские руки, чтобы прикоснуться к новообретённому богу, мне было... некомфортно, мягко говоря. Я объясню, почему. Немного длинно получится, сорри, но меня сильно зацепило. Дело в том, что Майкл Джексон, выступая в 1996 году на церемонии Brit Awards, сделал номер, в котором изображал некую фигуру мессии - не Христа, конечно, но. Смотрите сами. (Комментарии к видео отключены, неудивительно...) Общественная реакция была... ну, "взрыв возмущения" - это мягко сказано. Лидер группы Pulp Джарвис Кокер устроил какую-то выходку протеста на сцене (из-за чего, исессно, для всего MJ-фэндома вся музыка Pulp была потеряна навсегда), и как мне помнится, даже Стинг говорил что-то такое, мол, скромнее надо быть. Я тогда сама была MJ-фанаткой и потому не могла понять всеобщего недовольства - я знала Майкла, я знала и знаю сейчас, что он не имел в виду того, за что его осуждали, за этим, честное слово, не было того, что все увидели. Но вот теперь, двадцать лет спустя, я понимаю... по крайней мере, мне кажется, что эта сцена в "БпС" вызывает у меня ту же неловкость, которую испытывали люди при виде этого номера Майкла. Что это какое-то пространство, куда, может быть, не следует заходить, что ли...


Однако, вернёмся к сюжету фильма - хотя говорить о сюжете смысла, в общем, нет. Найдите десять отличий от "Гражданки", ха-ха. Маленькое и хилое, но сильно умное чмо ловко стравливает двух супергероев в собственных корыстных целях, мир наблюдает схватку тысячелетия. Тут, правда, есть еще один момент в пользу "БпС" - он по-своему дополняет "Гражданку" в плане общественной дискуссии о правах и обязанностях супергероев. Если у Марвела вся дискуссия вынесена за скобки (лишь один раз из телевизора доносится реплика о допустимости действий Ванды, и Кэп тут же выключает его), то здесь она проиллюстрирована довольно наглядно, с привлечением реальных популярных экспертов в роли самих себя и реальных ведущих популярных ток-шоу в роли самих себя. И одним из этих ведущих произносится тот вопрос, который в "Гражданке" подразумевается, но не проговаривается. Чарли Роуз спрашивает сенаторшу (Холли Хантер) - "Позволит ли вам, как сенатору Соединённых Штатов, ваша совесть сказать скорбящим родителям: Супермен мог бы спасти вашего ребёнка, но мы из принципа не разрешили ему действовать?" Вот чего у нас опасался Кэп, и он, собственно, говорит об этом прямо, но не рисуя такую яркую и зримую картинку, не надавливая так прямо на эмоции зрителя.

И здесь этот вопрос тоже, как и у Марвела, остаётся без ответа, что, в общем, и правильно. Но вот другой вопрос - о допустимости действий Бэтмена - звучит только из уст Супермена и просто повисает в воздухе. Кларк Кент считает подвиги Брюса Уэйна самосудом, линчеванием, и в принципе, он прав - но когда герои в конце заключают перемирие, эта проблема оказывается забытой начисто. А проговорить её каким-то образом, я думаю, стоило бы.

Да, и само перемирие - "БпС" идёт предсказуемым, шаблонным путём: герои обнаруживают, что их натравили друг на друга нарочно, и мгновенно объединяются против общего врага. Я думала, что и в "Гражданке" что-то подобное случится - но нет. Авторы Марвела хорошо понимают, что в один миг всех разногласий не превозмочь и дорога к примирению будет длинной; Снайдер же просто щёлкает пальцами и бац, два человека, чья взаимная неприязнь была весьма прочно идейно обоснована, становятся друзьями. Просто потому, что их мам зовут одинаково. Really?..

И если бы это было единственным надругательством над логикой. Зверь обоснуй здесь буквально распят и выпотрошен. Внезапно оказывается, что деловой центр города по окончании рабочего дня девственно безлюден и его можно громить беспрепятственно. Внезапно оказывается, что проще привести огромную неубиваемую инопланетную гориллу обратно в город, откуда её только что с таким трудом выволокли, чем из города доставить к ней маленькое копьё, которым можно её убить (нет, ну правда, ну это же пиздец, слушайте...). И так далее, и так далее. Даже в расширенной версии фильма зияют чудовищные логические дыры, а что там было в театральной, я даже знать не хочу. Как можно так обращаться с историей, которую ты хочешь рассказать?.. С фильмом, которого так ждали, при таких высоких ставках?..

Поклонники DC всё это время вопят, что Марвел для детишек, а у них всё по-взрослому. И ей-богу, я ждала хотя бы постановки каких-то важных тем, их раскрытия - когда-то в "Тёмном рыцаре" это было, там было обожаемое Ноланом копание в людской мерзости, но хотя бы с основательным отношением к делу. Здесь же - ничего нового, а что есть, то брошено на полуслове. А "взрослого", простигосподи, только цитата из "Лолиты" - настолько неожиданная и неуместная, что по-своему даже лихо получилось. Да и всё равно, её произносит Лекс Лютор, он псих, ему можно. Серьёзность - дааа, серьёзности сколько угодно. До такой степени, что реплики Альфреда и одна-единственная шутка про Чудо-Женщину под конец фильма ("Она с тобой? - Я думал, она с тобой" ) кажутся глотками свежего воздуха. Я сто раз это говорила и буду говорить - невозможно полюбить персонажей, с которыми ты не смеёшься вместе. Хотя бы чуть-чуть, хотя бы иногда. "По-настоящему сильным до тех пор не станешь, пока не научишься во всём видеть смешную сторону" - как видно, Снайдер не читал "Пролетая над гнездом кукушки" или, будучи слабым человеком, не понимает силы смеха. А что тогда он может рассказать о сильных людях, во что превратить настоящих героев? Чёрт побери, это же БЭТМЕН И СУПЕРМЕН!.. Мне всё это время дико обидно за них, за то, во что их превращают...

Ах да, и еще один момент острого когнитивного диссонанса. Брюс Уэйн всю дорогу был достаточно симпатичным персонажем, пока не закатил речь о своём наследии на родном пепелище. До меня не сразу дошло, что мне в этом монологе настолько против шерсти (ну пафос, ну на каменных щщах, так всё кино такое), а потом я сообразила. В кино такие монологи обычно произносят злодеи. Этот пафос, эта звериная серьёзность и отсутствие самоиронии - оно именно злодейское, в сотнях приключенческих фильмов так происходит, мировой кинематограф десятки лет воспитывал нас на этом. И тут вдруг - Бэтмен. Ну блин же.

Словом, я могу долго жаловаться и придираться, тут ой как есть к чему. Но вот финал порадовал. То есть, не то чтобы правда порадовал, но хотя бы рассмешил.

Значит, запомните, дети: если у вас в хозяйстве есть дохлый криптонианец - не выбрасывайте! Злой дохлый криптонианец пригодится вам для изготовления аццкой неубиваемой гориллы; а добрый дохлый криптонианец, даже очень надёжно убитый, полежит недельку и оживёт, так что тратиться на похороны (особенно на грандиозную государственную церемонию с прямым телеэфиром и ты пы) нет никакого смысла. Ну, я догадывалась, что убить Супермена взаправду ни у кого рука не поднимется, и из нас просто давят слезу. Но бля... когда на крышку простого деревянного гроба с настоящим телом (в столице хоронили "пустой ящик") упала горсть земли и крупинки вдруг взлетели в воздух от толчка изнутри... Это самый-самый последний кадр фильма, между прочим, они даже не успевают опуститься обратно, просто взлетают на сантиметр над крышкой...
...И я, вытирая слёзы от хохота, пошла искать гифку того, что меня загнало пацтол.


(Если кто не помнит, что это - ВИДЕО)


Вот так вот, граждане. Вопрос для викторины - что общего у Супермена и Беатрикс Киддо. ;)

  • 1
:) Подпишусь под каждым словом. Разве что Циммер в этом фильме так разошёлся, как будто хотел удалиться в горы, подальше от людей, и написать там симфонию или даже оперу, свой magnum opus (или как это называется у композиторов?), а ему помешали, в мешке вернули обратно в цивилизацию и заставили писать музыку к «БпС», и он тогда такой «Ах так?! Ну ща я вам вжарю!». И вжарил. Особенно в сцене появления Чудо-Женщины :)
Кавилл, так понимаю, очень послушно играет то, что требует режиссёр. Не-у-кос-ни-тель-но. Иногда это польза, а иногда вот... Супермен. Потому что в «Тюдорах» на Кавилла приятно смотреть, особенно в дуэте с Ризом-Майерсом.

И «БпС» ещё цветочки в плане обоснуя на фоне «Отряда самоубийц». Но какая же там славная Марго Робби!

Саундтрек и впрямь аццки пафосный бОльшую часть времени, прямо как само кино. Плохо то, что он незапоминающийся, просто какие-то монументальные звуки. И действительно, лучшее здесь - тема Чудо-Женщины, вот в ней есть и свой ритм, и оригинальные фишки. Пожалуй, мне еще понравилось симфоническое сопровождение выходов Лекса Лютора - есть тут что-то от "Заводного апельсина" (книги), где герой погружается в фантазии об убийствах и насилии под музыку Бетховена.

Извините, что поздно отвечаю - у меня из-за смены почтового ящика уведомления на почту перестали приходить, надо настроить заново.

Да! Тема Лютера тоже хороша :)

Ничего, я тоже давно не заглядывала )

  • 1
?

Log in

No account? Create an account