just bear

Делайте что хотите, но чтоб через полчаса в лесу было сухо, светло и медведь!

Previous Entry Share Next Entry
(no subject)
just bear
medveditsa
За прошедшую неделю, как уже упоминалось, не только возникла насущная необходимость производить на свет тексты на заданную тему, но и некоторые были уже произведены и первый даже одобрен кем надо. Вешаю сюда, как в хранилище большинства производимых и каким-нибудь образом значимых текстов. :)
Первая статья собрана по мотивам того, что в этом ЖЖ уже было, так что там для моих гостей нового мало, но немножко всё-таки есть.


"Бойцовский клуб".

Предположим, что для максимально осовремененной версии толкового словаря нужно написать пояснение к слову "культовый". Культовыми, в понимании двух-трёх новейших поколений, могут быть фильмы и книги - можно долго разжёвывать, что, дескать, это те произведения, которые попадают в болевые точки, выражают подспудное и т.п., но короче и понятнее, может быть, будет так: это те фильмы и книги, которые весь привычный тебе мир разворачивают на 180 градусов; ставят вверх ногами; выворачивают наизнанку - и ты ясно понимаешь, что на самом деле картина мира именно в этом ракурсе и является настоящей, а то, что ты видел до сих пор, было оптическим обманом. Ближнему твоему может и вовсе ничего такого не открыться, но ты определённо поселяешься в новом пространстве после знакомства с культовым произведением. И с теми, кто тоже оказался в этом пространстве, говоришь на одном языке, находя понимание с полуслова. Причём и это полуслово будет цитатой из увиденного/прочитанного.
Экранизация любой книги, тем более известной и талантливой - это и риск, и вызов, и испытание. Сделать так, чтобы человек не мог, услышав название фильма, отмахнуться и сказать "я это уже читал, смотреть незачем" - более того, сделать так, чтобы человек не смог, выйдя из кинозала, заявить "я видел этот фильм, мне незачем читать книгу". Это удаётся очень редко, но всё-таки удаётся. Несколько названий сразу приходят на ум - "Пролетая над гнездом кукушки", "Заводной апельсин", "Бойцовский клуб". Начнём с последнего.

История создания. Чак Паланик, тридцати-с-чем-то-летний автомеханик, ненавидящий свою работу (то бишь, в полном смысле слова один из персонажей собственной книги), пишет романы и пытается их опубликовать. Издательства отмахиваются от него до тех пор, пока он не создаёт "Бойцовский клуб", написанный за три месяца тем самым идеальным образом, которым и появляются на свет все гениальные произведения: "Это скорее было записыванием под диктовку, чем писательством, - вспоминал Паланик. - Книга написала себя сама". Роман взрывается, словно квартира его безымянного главного героя, выбрасывая в окружающую среду яростное пламя и обломки привычного мира. Режиссёр Дэвид Финчер, сам несколькими годами ранее подорвавший немало устоев фильмом "Семь", с энтузиазмом берётся за освоение этой литературной бомбы, переделывая её в кинематографическую. Безымянным героем становится актёр Эдвард Нортон, дебютировавший в кино всего лишь три года назад, но снявшийся уже в пяти фильмах и как никто другой умеющий воплощать на экране раздвоение личности, будь то вызванное болезнью или расчётливо разыгранное. В роли Тайлера Дёрдена - лучшего друга и альтер эго главного героя - выступает Брэд Питт, увлечённый идеей расширить себе диапазон исполняемых ролей ("сейчас люди заходят в магазин и хорошо знают, на каких полках искать мои фильмы. Этот фильм там стоять не будет"). Нортон суммирует причины захватившего всех творческого азарта: "Для меня вопрос всегда в том, видел ли я такое раньше. Я определённо такого раньше никогда не видел. Никто никогда такого раньше не видел".
Втроём они несколько месяцев обсуждают будущий фильм - известно, что одна голова хорошо, а несколько бывает лучше, поэтому Финчеру, Нортону и Питту удаётся исправить несколько моментов, которые в книге не дотягивают до общего уровня напряжённости и достоверности. Первая половина книги экранизирована с той же убийственной дотошностью, с какой снимают сериалы по Стивену Кингу, буквально строчка за строчкой, деталь за деталью - даже искусственный член в комнате Марлы Сингер не забыли. Дальше расхождений больше, но они на пользу: по книге Паланика невозможно понять, как удаётся герою выкрутиться из некоторых критических ситуаций, в то время как фильм ни на миг не теряет неумолимой логичности. Бог весть, почему Дэвиду Финчеру захотелось всё-таки довести затею Тайлера Дёрдена до конца и "разрушить до основанья" весь старый мир - в книге этого не происходит. Чак Паланик признал финал фильма более удачным, нежели его собственный - сам он не решился сообщить о реализации разрушительного замысла Тайлера, и в книге, можно сказать, победу одерживает всё-таки система, против которой велось сражение. Всё же, это тот редкий случай, когда расхождения между фильмом и книгой не заставляют тебя говорить, что такой-то эпизод был удачнее в книге или получился удачнее в фильме - версии равноправны и равноценны, как две стороны одной и той же монеты. "Орёл" не может быть более золотым, чем "решка", это суть одна монета; так и история "Бойцовского клуба", будучи рассказанной на бумаге или на экране, остаётся сама собой и получает полный объём и ценность именно при знакомстве с обоими воплощениями.

Что происходит. Итак, типичный аж до безымянности менеджер очень среднего звена, протухающий в своём офисе, находит друга, который подрабатывает то киномехаником, то официантом, а еще варит мыло на продажу - из того жира, что добывается в результате липосакции (определённо, это не та история, под которую вам удастся жевать попкорн в кинозале или бутербродик на диване с книжкой - как бы не стошнило!). "Тридцатилетние мальчики, воспитанные женщинами" и решительно неудовлетворённые своей жизнью для начала создают тайный клуб для таких же, как они, мелких менеджеров, работников обслуги и полицейских нижних чинов - чтобы драться между собой по субботам. "Это о том, как мужчины, которые чувствуют себя выхолощенными, нуждаются в том, чтобы реализовываться физически, через насилие, - комментирует Хелена Бонем-Картер, исполнительница главной женской роли. - Мне это всегда казалось несколько жалким". Пожалуй, женщины согласятся с ней. Но вот мужчины - далеко не все... А потом система бойцовских клубов перерастает в разветвлённую тайную организацию и распространяется по всей стране - потому что Тайлеру Дёрдену трудно остановиться, его развлечения требуют динамики и роста. Он сам и его детище, бойцовский клуб, прогрессируют как болезнь - чтобы именно ею в конце концов и оказаться...

Досмотрев кино, закрыв книгу. Рецепты варки мыла из человечьего жира и сотворения мощной засекреченной террористической организации из клерков и обслуживающего персонала в книге расписаны так подробно и доступно, что, гм, посещает мысль об изъятии сего безобразия из продажи, потому что вот прямо бери и действуй, как тут написано. Фильм, созданный талантливым режиссёром и великолепными актёрами, кажется, еще более чреват неприятностями. Хелена Бонем-Картер замечает: "Мне казалось, что это очень опасная штука - провокация одной только провокации ради". Однако долгие беседы режиссёра с актёрами велись всё-таки не зря: "Мы знали, что зашли на опасную территорию и обязаны найти правильный тон, - поясняет Брэд Питт. - Мы сознавали, что являемся взрослыми, ответственными людьми, и хотели, чтобы наши намерения были ясны. В основном нас волновал только один вопрос: как далеко мы можем зайти". Взрослые ответственные люди сохранили какой-то тайный дефект во всей этой, казалось бы, идеальной провокации, лишив её функциональности. Ужасов не произошло, секретных организаций не появилось.
И, продолжая размышлять, в чём подвох, вдруг становится грустно от того, какая это на самом деле сказка. Нет, разумеется, упаси нас Боже от "домашних заданий", которые раздавал Тайлер Дёрден своим бойцам. Никому бы не показалось мало, если бы нашлись люди, способные стать армией Тайлера... Я искренне ненавижу даже тех антиглобалистов, что бьют стёкла в Макдональдсах, и тех "зелёных", которые что-нибудь тоже громят или обливают краской - никакую благую идею невозможно отстаивать битьём стёкол и уничтожением чего бы то ни было. Дискредитировать - да, а вот пропагандировать - не верю. И всё же - немного грустно. Потому что даже после этой опьяняющей, соблазняющей книги и совсем уж культового фильма, после произнесения вслух того, что держит за горло, надо полагать, очень многих - НЕ ПОЯВИЛОСЬ никакого реального движения униженных и оскорблённых клерков, официантов и прочего. "Мы - случайные дети истории, телевидение приучает нас верить, что однажды мы станем миллионерами, кино- или рок-звёздами, но мы ими не станем", - проповедует Тайлер своим ученикам. Искушение вздохнуть "как это верно!" велико. Но если в момент этой проповеди моргнуть, отключаясь от фильма, и увидеть не Тайлера Проповедующего, а киноактёра Брэда Питта, то привкус подвоха становится явственным. Питт в своё время работал и официантом, и шофёром, и ходячей рекламой в костюме огромного цыплёнка возле супермаркета, и такие же эпизоды найдутся в биографии почти любого известного и успешного человека - так что там насчёт того, кем именно мы никогда не станем?.. И если всё-таки не станем, то ПОЧЕМУ? Не потому ли, что легче оставаться официантом и жаловаться на удущающее общество массового потребления - а на то, чтобы завоевать себе место среди миллионеров и кинозвёзд попросту не хватает силы духа, характера, драйва?
Похоже, писатели всегда думают о человечестве лучше, чем оно есть на самом деле, вот и Чак Паланик оперирует персонажами явно более высокого класса, чем имеющийся в реальной жизни контингент. Оглядевшись вокруг, понимаешь: расклад таков, что в винтики бизнеса, низшие полицейские чины и официанты попадают и, важно уточнить, надолго застревают там в большинстве своём бракованные экземпляры, ни на что другое не годные. И организоваться в мощную, дееспособную, разветвлённую армию они ни черта не способны - а то бы это давно произошло. И пренебречь национальными, социальными и прочими различиями они тоже не способны - а ведь в армии Тайлера Дёрдена все равны. Эти люди попросту на своём месте - мусору место на обочине, и им тоже место на обочине жизни. Всё, во что вылилась эта книжка - это появление "бойцовских клубов" по всему миру, включая Москву, где клерки и правда собирались, чтобы повышибать дерьмо друг из дружки по субботам, а потом опять вернуться в офис. Этакие комнаты психологической разгрузки. Это максимум, на что их хватило - просто начать собираться на засекреченной крыше и бить друг дружке морды... Ну и еще впечатлительные подростки, цепляющиеся за атрибутику, выжигали себе на тыльной стороне ладони "поцелуй Тайлера", да и то и не щёлочью, как в кино, а раскалёнными железками. Вот и всё. Какие-то шестерёнки, казавшиеся угрожающе работоспособными, не сцепились и ничего не сдвинули с места. И невозможно отделаться от мысли о том, что для существования такой армии нужны жертвенность и ответственность - то, что успешно перевелось почти начисто. А принцип отбора кадров, предложенный Палаником - это явно не для имеющихся в наличии сопляков. Стоять три дня на крыльце, периодически получая метлой по уху и выслушивая поток брани, те, кто поумнее, не станут, поскольку зачем рваться в стадо, да еще такой ценой; а те, кто потупее, попросту недостаточно сильны духом. В итоге в пафосные антиглобалистские организации набивается середнячок (в НБП, скажем, может вступить любой желающий), и это уже не армия, а так, малоэффективная компания единомышленников. "Настоящих буйных мало, вот и нету вожаков!". Только это соплячество нас и спасает от всемирной революции, аминь.
Социальная провокация не реализовалась (вздох облегчения) - но и теперь почему-то не удаётся перестать размышлять о "Бойцовском клубе"... Тайлер Дёрден, не ставший лидером революции, обнаруживается внезапно внутри тебя самого. И здесь он уже совсем не демоническая фигура, активность которой хочется немедленно пресечь во имя общественного спокойствия. Он оказывается и для тебя, как для безымянного клерка, практически лучшим другом. "Он может указать людям иной путь, нежели уготованный им с рождения, - рассказывал Брэд Питт о Тайлере. - Путь, в котором гораздо больше событий и приключений. Я воспринял бы его как совесть и искушение одновременно - это с какой стороны смотреть. Больше всего в Тайлере Дёрдене мне нравится то, что он никого ни к чему не принуждает. Он просто говорит людям, которых встречает: "Вот твоя жизнь - тебе себя не жалко? А вот жизнь, которую ты мог бы вести, если пошел бы за мной". Это не тиран, требующий принести себе в жертву чужие жизни. Это просто тот, кто предлагает тебе шанс стать другим человеком с другой жизнью". Мы же знаем об этом - почти у каждого из нас есть внутри еще какая-то тварь, и после "Бойцовского клуба" она обретает имя: your own personal Tyler. Есть это существо и у меня - женского пола, естественно, - и я не просто знаю её по имени, её знают и многие мои знакомые. Бывает, она пишет вместо меня на форумах и в Живом Журнале, а иногда, совершенно как в книге, "Тайлер говорит вместо меня". И я думаю, что это маленькое (или большое) порождение зачатков шизофрении - всё-таки бОльшая удача для личности, чем полное её отсутствие, потому что просто необходимо, чтобы внутри тебя шлялся полуголый глумливый тип, о котором ты точно знаешь, что он умнее тебя, сильнее тебя, интереснее и удачливее тебя, и когда он устраивает тебе выволочку, считай, что тебе повезло. И лучше слушайся его. Вообще, полезно слушать людей умнее и удачливее тебя самого. Лучше проявить до конца всё, что в тебе есть (общество позаботится о своей безопасности, если вдруг твои стремления станут ей угрожать), чем покрываться плесенью, честное слово.

Книга: Chuck Palahniuk, "Fight Club", 1999. Перевод Ильи Кормильцева, 2001. Издательство АСТ, Москва, 2002.
Фильм: "Fight Club" / "Бойцовский клуб", 1999.

  • 1
You must realize that one day you will die. Until that, you are useless.(c)
пачти асилил.:)

Угу, вот если б еще смотреть на языке оригинала, совсем было бы прекрасно. Ну, мы с тобой то и дело по этому поводу тихонько плачем в ЖЖ. :)
Для статьи про Форреста все цитаты переводила сама (нашла на инглише), потому что в русской озвучке теряются все важные оттенки.
Насчёт "one day you will die" - это понимают, по-моему, все люди старше 10-12 лет, просто кого-то это понимание пугает, а кого-то нет. Вторые, безусловно, are much more useful, поскольку более адекватны реальности.

realize - это не совсем понимать. Это скорее осознать, "сделать реальным" для себя. согласись смысл совершенно другой. многие знают, что умрут, не многие отдают себе в этом детальный отчёт

это те фильмы и книги, которые весь привычный тебе мир разворачивают на 180 градусов; ставят вверх ногами; выворачивают наизнанку

но ты определённо поселяешься в новом пространстве после знакомства с культовым произведением. И с теми, кто тоже оказался в этом пространстве, говоришь на одном языке
Смеюсь сейчас. Ибо и вправду, ты это пишешь - а я как будто свои мысли читаю.

"Это скорее было записыванием под диктовку, чем писательством, - вспоминал Паланик. - Книга написала себя сама"
Ну вот, а я думала, то ли он псих, то ли он пишет и смеется над теми, кто его книги читает.. А ему, оказывается, просто просветление открылось.

)что, гм, посещает мысль об изъятии сего безобразия из продажи, потому что вот прямо бери и действуй, как тут написано.
У Паланика во всех книжках полезные советы какие-то. =)

Ужасов не произошло, секретных организаций не появилось
Наверное, потому, что и книга, и фильм - все-таки для более-менее умных людей, которые после просмотра должны понять, что это произведение - не то чтобы утопия, но в любом случае достаточно утрировано и попахивает экстремизмом. И масштабы слишком нереальны, по крайней мере, при существующем строе. Как-то так. Хочешь изменить мир - начни с самого себя.

Чак Паланик оперирует персонажами явно более высокого класса, чем имеющийся в реальной жизни контингент
Он не думает о человечестве лучше, чем оно есть. Имхо, он просто ставит планку, дотянуться до которой можно не раньше, чем приведя в какой-то порядок мозги, мысли, и жизненную философию. Хотя, может, это я думаю о Паланике лучше, чем он есть на самом деле. ))

И я думаю, что это маленькое (или большое) порождение зачатков шизофрении - всё-таки бОльшая удача для личности, чем полное её отсутствие,
Браво. )

Спасибо. :)
Я тогда, пока журнал не помер, пять штук этих статей успела написать, здесь все ссылки, если интересно. :)


Хех )) прочла уже всё )) просто комментировать как-то не очень, ибо не так свежи впечатления )

* почему Дэвиду Финчеру захотелось всё-таки довести затею Тайлера Дёрдена до конца и "разрушить до основанья" весь старый мир - в книге этого не происходит *.
Я когда в инете 11 сентября 2001 увидела фото с "близницами" в огне, я подумала: "не может быть, это ж кадры из конца Бойцовского клуба".

Слава Богу, у меня до знакомства с этим фильмом оставалось еще 4 года, хоть этих ассоциаций у меня в тот вечер не было. Но я, правда, и не в Сети, я в прямом эфире смотрела.
"...Лоси будут пастись на развалинах Рокфеллер-центра..."

  • 1
?

Log in

No account? Create an account