just bear

Делайте что хотите, но чтоб через полчаса в лесу было сухо, светло и медведь!

Previous Entry Share Next Entry
Чужие руки, чужие идеи
Notes
medveditsa
Мы тут с Лютиком пересмотрели еще раз всю квадрологию про Чужих, после чего я еще порылась в соответствующих топиках на форуме IMDb, и у меня сложилось впечатление, что эти четыре фильма, сделанные четырьмя разными режиссёрами - они как тест на тип личности, по сути.

Потому что ведь как оно было, в моём представлении.

Сперва Ридли Скотт снял весьма продвинутый по своим временам фильм. В нём было всё, что жужжало в те годы в каждой обывательской голове - космос, сай-фай, маскирующиеся под людей роботы, заговор правительства, саспенс, ужас, инопланетная тварь весьма оригинальной конфигурации, котег (ценность котегов была известна давно) и красивая женщина, то бишь, Сигурни Уивер, в трусах такого фасона, что у меня до сих пор остаётся вопрос, какого хрена было в межпланетный полёт не одеться поприличнее. Но даже мэтрам не чужд лёгкий sexploitation. Разумеется, это была бомба, кино тут же стало культовым, ни разу не переставая быть произведением искусства. И любят его - то есть, больше всех остальных из серии - приверженцы олдскульного кинематографа, в котором деревья были большими, вода мокрой, кишки кишками (хоть и свиными), а кадр - виртуозно выстроенным трудами художника-постановщика, оператора и осветителя.




Однако зрительский успех = сиквел, как ни печально. Космос в сочетании с кровожадной тварью сулил зрелище, об организации которого в прошлый раз Ридли Скотт как-то не особенно позаботился, очевидно, потому, что ему, взрослому человеку, саспенс казался намного увлекательнее. Но то взрослые люди, а то целевая аудитория голливудских сайфайных ужастиков - принципиально разные поколения. Поэтому для второй части позвали Джеймса Кэмерона, у которого, как мы с вами потом могли неоднократно убедиться, психоэмоциональное развитие остановилось в 16 лет раз и навсегда, и он моментально устроил такой грандиозный пыдыщ, что чертям жарко стало. При этом трудно, честно говоря, понять, почему кучка отправленных на съедение Чужим персонажей действительно была Чужими съедена - до такой степени они картонные. Слегка выделялся на общем фоне Пэкстон, но не потому, что ему персонажа лучше написали, а просто потому, что он, как он всегда делает, не имея реальной актёрской задачи, оставался собой. Кроме того, помимо Сигурни, по экрану скакала еще одна, куда более брутальная тёлка с бицепсами и наводящим своими размерами на фрейдистские размышления ружжом, ну чисто боевая мэрисья в бронелифчике - что доказывает нам близость личных сексуальных фантазий Кэмерона чаяниям его преданных зрителей. Всё это орало, горело, взрывалось - еще бы кино не стало хитом. И любят его такие вот законсервированные подростки, которым абы только пыдыща да кровищи побольше.
Справедливости ради, в неизощрённости Кэмерона был свой плюс - он щедро слепил из недоеденного Чужими какой-никакой хэппи-энд для главгероини, выдал ей подстреленного, но очень смазливого мужика и чумазый цветок жизни в утешение. А железные лестницы над морем огня хозяйственно забрал, сберёг и развернул на полную катушку несколько лет спустя, во втором "Терминаторе", потому что а чо, классно же смотрелось, почему не повторить.




К сожалению, успех второй части привёл к эффекту той самой старухи у синего моря, продюсерам захотелось стать владычицей морскою, и они затеяли третью часть, для чего сразу же самым зверским образом уничтожили и смазливого мужика, и цветок жизни, к неописуемому восторгу той социопатичной части кинозрителей, которая ненавидит всё живое моложе 18-ти лет и хэппи-энд отрицает просто как факт. (Нет, вы не понимаете. Они реально радуются гибели десятилетнего ребёнка, я своими глазами читала форум.) Кино было поручено Дэвиду Финчеру, и вот тут случился казус. Потому что Финчер тут же принялся сосредоточенно изучать психологию персонажей, поведение человека в изоляции, деградацию, раскаяние, обретение веры... "У нас тут Чужой вообще-то", - напоминали ему иногда. "А, точно, - спохватывался Финчер. - Ну, вон он побежал, короче". И опять погружался в проявления отчаяния и силы духа, эволюцию личности... "Чужой!" - снова пинали его. "Да-да, - отвечал он. - Чужой. Ну, вот он ест тут кого-то". Словом, третью часть больше всего любит тот вышеупомянутый слегка социопатичный пипл, которому чем мрачнее, гнуснее и безнадёжнее, тем с понтом больше правды жЫзни. Подозреваю, что они Нолана теперь обожают.
И, веря, по-видимому, в то, что Бог троицу любит, Финчер в финале свернул сюжет совсем. Наверное, где-то по этому поводу был очень недоволен Джеймс Кэмерон, потому что все, конечно, такие интеллектуалы, куда там, а как надо зрелищный финал, так давайте сопрём из второго "Терминатора".




Но вот беда, продюсерам была известна и другая поговорка, о том, что изба без четырёх углов не строится. И они, нет бы успокоиться - решили снимать четвёртую часть. Для чего поручили писать сценарий... Джоссу Уидону. "Мда", - сказал, по всей видимости, Джосс, почёсывая тогда еще не лысую, а вполне рыжую репу, после того, как внимательно ознакомился со всеми предыдущими частями (а внимательность эта заметна по мелькающим в четвёртом цитатам из прежних фильмов). "Наворотили вы тут. Ну, давайте тогда хоть поржём". И написал то, что он всегда пишет, весёлое кино с несколькими моментами пронзительного, бьющего в самое сердце кошмара. То есть, не в том смысле, что кровь-кишки-распидорасило, и не в том, что тишина... никого... и тут оно как прыгнет!!! - нет, скорее о том, как жить человеку с самим собой. Но - снимать это дело позвали француза Жан-Пьера Жене, который по-английски на момент съёмок практически не говорил, и что у него там в его французской голове творилось, Бог весть, или трудности перевода сыграли свою трагическую роль, а только хулиганский сценарий Уидона он стал ставить в смертельно серьёзном тоне, из-за чего кино получилось, по мнению Джосса, "несмотрибельное" - на сей раз дословно цитирую. Джосс, конечно, от обиды перегибает палку, кино еще какое смотрибельное, даром, что ли, после первого знакомства с квадрологией оно тут же стало моим самым любимым из всех (а я тогда еще понятия не имела о том, кто такой Джосс Уидон вообще). Вот такие же придурки, как я, его и любят - за уцелевшее даже в неадекватной постановке озорство, за колоритных персонажей, за меткие фразочки... Только нас, очевидно, довольно мало, поскольку четвёртый фильм про Чужих официально считается худшим - "комедия какая-то" потому что.
И не пропадать же добру - Джосс Уидон, как и до него тут делали, забрал из проекта самое дорогое сердцу, то бишь, идею банды космических пиратов, сохранил, перелицевал, украсил новыми персонажами (одного только оставил почти нетронутым) и запустил всю эту компанию на борт транспортного корабля класса "Светлячок", из чего образовался еще один теле-кино-фэндомный феномен, но это уже совсем другая история.

А квадрология про слюнявую инопланетную пакость продолжает притягивать взрослых ценителей качественного сай-фая, воинственных гормональных подростков, мрачных пессимистов, разочарованных в человечестве, и жизнерадостных распиздяев, хорошо знающих, что "серьёзное лицо еще не признак ума" - на то она и классика.


?

Log in

No account? Create an account