just bear

Делайте что хотите, но чтоб через полчаса в лесу было сухо, светло и медведь!

Previous Entry Share Next Entry
"Мистер Робот 2.0" 07
chaos
medveditsa


СУБТИТРЫ




Не то чтобы это было совсем неожиданно, но...

Я вот думаю - может быть, truth is overrated. Человечество ухитряется быть одновременно помешанным на правде и очарованным ложью.

Огромная индустрия СМИ кормится на неистребимом желании знать правду, на бесконечных разоблачениях, создании фейков и опровержении их, идёт вечная гонка за тем, как было на самом деле; политика, история - сплошная фрустрация из-за того, что правда, священная корова человеческого сознания, ускользает, рассыпается на фрагменты, требует чудовищных усилий, чтобы восстановить её, скрывается за тысячей ошибок, недопониманий, масок. Популярные ролики с раскрытием тайн фокусников - то же самое: покажите нам правду, правду. Безмозглые пиздюлины в тумблре с их развесистыми теориями о личной жизни знаменитостей участвуют в той же гонке, стучат кулачками, хмурят девичьи брови, требуют правды. Капризные зрители морщатся над подборками фото и видео о том, как создаётся кино, ноют, что кругом обман, всё неправда. Интересно, что когда речь идёт об искусстве, особенно шумно и настойчиво требуют правды, сильнее всего обижаются на то, что считают обманом... дураки, объективно глупые люди.

В то же время, искусство не менее свято - а что такое искусство, как не ложь от начала и до конца? Нарисованные персики не пахнут (разве что масляной краской), их нельзя съесть. Обман, неправда. Весь необозримый мир литературы, театра и кино - всё ложь. Названная вымыслом и творчеством, но в основе своей ложь. Утешительная, вдохновляющая, поддерживающая, дарящая радость, восторг, душевные силы. Необходимая.

Бог весть, читал ли Сэм Эсмаил эту работу профессора Толкиена и если да, насколько держал её в уме, делая второй сезон "Мистера Робота", но цитата о побеге от реальности до такой степени точна, что впору прятать её под спойлер:
"В той жизни, которую часто (хотя и ошибочно) называют реальной, Побег, очевидно, бывает весьма практичным шагом, иногда даже героическим. ...Почему это вдруг достоин презрения человек, который, оказавшись в тюрьме, пытается из нее выбраться и пойти домой, а если ему это не удается, говорит и думает не о надзирателях и тюремных решетках, а о других вещах?"

Я понимаю всё это, но продолжаю ловить себя на том же въевшемся пристрастии к правде: сцена в карцере, когда Эллиот держит отца за руку, настолько пронзительна, что поневоле спотыкаешься о собственное "как жаль, что это неправда". Что Эллиот там совсем один на самом деле. Чем было бы лучше, будь рядом с ним реальный человек? Как объяснить, как сформулировать это "чем лучше", кроме сомнительного "это было бы по-настоящему"?..

И он понимает, конечно, как "обидел" нас происходящим в финале серии саморазоблачением. "Пожалуйста, не злись на меня слишком долго". Я сходила на форум IMDb - нет, даже не злятся... Настоящее мастерство изложения истории именно в том, чтобы зритель не злился на такой поворот сюжета. Нам семь серий объясняли, какой ценой куплено право Эллиота на его ложь. Утешительную, спасительную, необходимую.

Самые продвинутые, надо сказать, не особенно удивлены, потому что, во-первых, от сериала чего-то такого ждёшь на каждом шагу, а во-вторых, в первой серии намёков хватало. Мне странное новое жилище Эллиота и его строгий распорядок сразу показались психиатрическим заведением, или, по крайней мере, чем-то навязанным по решению суда или медиков. Потом "всё заверте..." и это как-то забылось. Но что прямо вот так...

Что ж, мы "пожали руки", скрепив договор отныне не лгать - посмотрим, как герой и автор сериала будут его выполнять...

?

Log in

No account? Create an account